Радий Петрович ПОГОДИН

ЗЕМЛЯ ИМЕЕТ ФОРМУ РЕПЫ

Сказка

Рисунки А. Флоренского


В третьем классе «А» не приживались вожатые. Придет какая-нибудь упитанная семиклассница, уставится в потолок и улыбнется, как будто ее обидели.
        Тогда поднимется бывший троечник Яшка Кошкин. Спросит:
        — На Марсе есть жизнь?
        — Нету, — ответит вожатая.
        — А на Венере?
        — И на Венере нету.
        — А где есть?
        — Нигде, — ответит вожатая.
        — Ошибочка, — скажет Яшка. — Жизнь есть на голубой планете Земля.
        Тогда поднимется отличник Ковалев Петя.
        — Не сочтите за труд, докажите нам, что Земля круглая.
        И когда вожатая нарисует окружность и на ней как бы горку с наблюдателем, и кораблик, как бы на море, Петя запротестует:
        — Нет, нет, — скажет. — Ничего этого не нужно. Это не доказательство. И не обещайте нам фотоснимки Земли, сделанные из космоса. Конечно, мы знаем, что Земля шар. Но мы хотим доказательств. Если можно, средствами математики.
        Вожатые (присылали почему-то девочек) просили разрешения выйти и больше не возвращались.
        Теперь станет ясным, почему третий «А» в один из дней поздней осени, оставшись после уроков, не шумел, не дрался, не визжал, не пищал — он ждал вожатую, зная все наперед.
        День был серый от навалившего и тут же раскисшего снега.
        И она вошла. Стройная как обелиск.
        Тогда встал Яшка Кошкин. Спросил:
        — На Марсе есть жизнь?
        — Есть, — сказала она.
        — А на Венере?
        — Само собой. Уж я-то знаю.
        Тогда поднялся Ковалев Петя.
        — Ты не могла бы показать нам форму Земли средствами математики?
        — С удовольствием. Если учесть массу, жидкое ядро, скорость вращения вокруг оси и вокруг Солнца, а также влияние различных сил галактического и общевселенского характера, квазаров, белых карликов и черных дыр... — Вожатая разрумянилась. Задумавшись, она мазала себе мелом кончик носа. А когда закончила писать уравнение, отошла от доски и полюбовалась. — Вот, все сказанное учтя, мы можем отчетливо видеть, что Земля имеет форму репы. Ты видишь? — спросила она Петю.
        Петя сознался, мол, видит, но не отчетливо, у него очки запотели. Петя списал уравнение в тетрадку для дальнейших раздумий.
        Тут вожатая глянула на часы, извинилась, объяснила, что ей позарез нужно мчаться, сообщила, что зовут ее Лора, и пообещала прийти в среду.

        В среду вместо нее пришел парень лохматый, веснушчатый и симпатичный.
        — Хелло, бонжур, гутен морген! Я Толя. Меня Лора прислала.
        — На Марсе есть жизнь? — спросил Яшка Кошкин.
        — Вы что, мужики? Марс — это для сосунков. — Толя сел за учительский стол, побарабанил пальцами. — Кто знает, от чего происходит собака?
        — От волка.
        — От медведя.
        — От волкодава!
        Толя прекратил шум класса взмахом руки.
        — Мужики, я в каком смысле спрашиваю? У всех славянских народов собака называется пес. У нас тоже — пес. Но еще и собака. Ну, хордовые! Ну, членистоногие! Ну, жесткокрылые! Думайте!
        Третий «А» напрягся.
        А Толя выкрикивал:
        — СО — приставка. Означает совместное действие. Что же есть БАЧИТЬ?.. Ну, головоногие! Ну, головобрюхие!.. Не знаете. На южнорусском диалекте слово БАЧИТЬ означает — «смотреть». Следовательно, СОБАЧИТЬ означает?
        — Смотреть вместе, — прошептал Ковалев Петя потрясенно.
        — Стало быть — СОБАКА?
        — Смотрящая вместе!.. Помогающая охотнику и пастуху!
        — Именно. Лора говорила, что вы мужики толковые. Ты, мужик, чего хочешь спросить? Спрашивай.
        Поднялась силачка Ухватова Вера.
        — В «Химике» новый фильм — «Смерть негодяя». Не хочешь с нами пойти пособачить?
        — Ну, мужики, вы меня радуете. Именно на такой творческий поворот я и рассчитывал. Пособачить с вами я не смогу, у меня конференция.
        Толя попрощался на восьми языках и ушел стремительно.
        — Самая умная собака — пудель, — сказал Яшка Кошкин. — Наш пудель сам себе имя выбрал — Барбос. Папа разложил перед ним таблички с именами, он и выбрал. Думали, по ошибке, а он, хоть сто раз таблички раскладывай, выберет — «Барбос».

        В следующую среду пришел парень с гитарой. Жуя резинку.
        — Здорово, ежики. Меня Лора прислала... Короче, я ваш маэстро Гоша. Организуем группу «Анизотропы». Слышишь, — Гоша подмигнул красавице Лиде Мякишевой. — По глазам вижу — на фоно бренчишь. Организуй ежиков. Проверь на слух, на ритмику, на внешний вид. «Анизотропы» — секешь? Чтобы волосы дыбом и уши зеленые. А сейчас, приготовились. Тихо... Пою! — Гоша немножечко поплясал и запел:

Однажды мама пони
Шепнула папе пони:
«Смотаемся в Японию...»
Папа заржал...

        — Ржем дружно. Па-па заржа-ал... Ну, кто же так ржет? Ржать надо с восторгом. Повторяем — «Па-па заржа-ал...»
        На этот раз третий «А» Гошу порадовал. Гоша воскликнул:
        — Атас! Директор в коридоре. Лора мне говорила, что вы сильны, но вы сильнее.

        В следующую среду в дверь просунулся парень с оранжевым спортивным мешком в руках.
        — Третий «А»? — спросил он. — Как у вас с боксом?
        — Завал! — закричал третий «А», предчувствуя радость.
        — Наладим. Я от Лоры. Тоник я. Антоний. Имя древнее. — На верхней губе Антония золотились усы. Нос с горбинкой. Брови, как птица в полете, — орел.
        Тоник обвел третий «А» взглядом, вынул из сумки две пары боксерских перчаток — Ковалеву Пете и Яшке Кошкину.
        — Вы, двое, к доске. Держите нервы. Глубоко вздохнули. Бокс!
        А к учительскому столу приближался аспирант-практикант Павел Васильевич Вяземский.
        На нем все было новое: и очки, и галстук, и полуботинки.
        — Что тут, собственно, происходит? — спросил он.
        Тоник ответил:
        — Меня Лора прислала. Видите ли, бокс вобрал в себя лучшие стороны рыцарства, плюс гармонию и атлетику.
        На этих словах отличник Петя Ковалев и бывший троечник Яшка Кошкин вытерли боксерскими перчатками разбитые носы...
        Тогда поднялась силачка Ухватова Вера.
        — А вы, извините, кто? — спросила она.
        — Я? — аспирант-практикант замялся. — Меня Лора прислала. Просила познакомить вас с топологией. Но, я думаю, это для вас все же сложно.
        Ухватова Вера сняла с Петиной правой руки боксерскую перчатку, вложила в нее мел и сказала:
        — Петя, покажи на что мы способны.
        Петя написал на доске Лорино уравнение. Он так крепко поставил точку, что мел брызнул, будто разбилась лампочка.
        Павел Васильевич спросил с любопытством:
        — Если не секрет, что это?
        — Уравнение, из которого мы ясно видим, что Земля имеет форму репы...

        В следующую среду в класс вошла Лора.
        Третий «А» вскочил на парты. Третий «А» закричал: «Лора!»
        А Лора сказала:
        — Здравствуйте, мои быстроногие! Здравствуйте, мои музыкальные! Здравствуйте, мои ясноглазые! Мне о вас говорили так много хорошего...
        Именно с этой минуты бывший троечник Яшка Кошкин решил сочинять стихи и, может быть, даже песни.
        А чтобы стало понятным, почему эта история называется сказкой, нужно сознаться, что Лора была Василисой Прекрасной, в которую кое-где уже перестали верить.



        Погодин Р. П.
        П 43.
Земля имеет форму репы: Сказки / Рис. и оформл. А. Флоренского. — Л.: Дет. лит., 1989. — 207 с. ил. (Библиотечная серия). — Литературно-художественное издание. Для среднего школьного возраста.
        ISBN 5-08-000151-8
        Сказки о любви, красоте, честности и бесчестии, герои которых утверждают звание человека.
        ИБ 11379
        Тираж 100 000 экз. Цена 2 руб.

Ответственный редактор Кустова О. В.
Художественный редактор Гасников А. П.
Технический редактор Куприянова Л. Б.
Корректор Ни Л. А.


        Текст подготовил Ершов В. Г. Дата последней редакции: 14.10.2002
        О найденных в тексте ошибках сообщать почтой: vgershov@chat.ru
        Новые редакции текста можно получить на: http://vgershov.lib.ru/